Представьте себе, что на дворе сейчас 1634 год и Вы живете в Голландии. Вы имеете неплохой социальный статус в обществе, не бедны и можете себе позволить купить нечто, что является показателем Вашего высокого статуса, а именно – тюльпановую луковицу. И не надо смеяться! Вы только что собрались приобрести символ богатства целой страны.
Представьте себе, что на дворе сейчас 1634 год и Вы живете в Голландии. Вы имеете неплохой социальный статус в обществе, не бедны и можете себе позволить купить нечто, что является показателем Вашего высокого статуса, а именно – тюльпановую луковицу. И не надо смеяться! Вы только что собрались приобрести символ богатства целой страны. На деньги, за которые покупали некоторые наиболее ценные луковицы, можно было купить хороший дом в Амстердаме! И вот Вы приобрели луковицу, но это еще не всё. Вложив столько денег в этот «драгоценный» цветок, не можете же Вы поставить его в обычную стеклянную банку?! Здесь нужен особый сосуд, призванный как можно выгоднее продемонстрировать всю роскошь Вашего нового приобретения. И вот на сцену выходит предмет нашего сегодняшнего разговора и пристального внимания – тюльпановая ваза.
Как говориться, спрос рождает предложение. Раз есть цветок – под него нужна ваза. Голландские ремесленники в то время не могут самостоятельно придумать что-то равноценное этому чудесному цветку. Тогда решают обратиться за помощью к признанным авторитетам в области фарфора и фаянса – китайским мастерам. Глядя на их оригиналы, голландские мастера пытаются им подражать. Так появилось целое направление в искусстве – «делфтская керамика» («бело-синяя» керамика, или «китайский декор»), с ее изысканной ручной росписью и цветочными мотивами. Такое название керамика получила по имени голландского города Делфт, ставшего центром развития этого направления.
Китайское влияние мы видим не только в выборе материала для изготовления ваз и цвета росписи, но и в форме. Один из популярных видов тюльпановых ваз по форме очень напоминают китайские пагоды. Вазы попроще делали в форме сердечка или урны. Самые высокие вазы ставили прямо на пол, а вазы поменьше – на столы или каминные полки. Ими украшали праздничные застолья.
Популярность тюльпановых ваз закончилась вместе с прекращением периода «тюльпаномании», когда вместе с экономикой Голландии рухнул и тюльпановый рынок. Но это, как говорится, «совсем другая история».
Тюльпановые вазы всё же пережили тюльпаноманию. Теперь уже они могут быть использованы как самостоятельное украшение, особенно, если речь идет об антикварных экспонатах. Сейчас их делают не только из керамики и расписывают не только бело-синими цветами. Мы предлагаем Вам полюбоваться вместе с нами красотой старинных и современных тюльпановых ваз.
Автор — Полина Суркова.