1900 год. Родился двадцатый век — век великих созиданий и кровавых разрушений. Но те,кто живут в нём, пока об этом не знают. И граф Эусебио Гуэль выкупает Лысую гору. Находится она за городом, и там решают построить особняки для богатых людей Барселоны. Но это не просто особняки.
1900 год. Родился двадцатый век — век великих созиданий и кровавых разрушений. Но те,кто живут в нём, пока об этом не знают. И граф Эусебио Гуэль выкупает Лысую гору. Находится она за городом, и там решают построить особняки для богатых людей Барселоны. Но это не просто особняки. Это посёлок-парк со всей инфраструктурой: рынком, охраной, местами отдыха, всеми атрибутами богатой сытой жизни. Естественно, что за этот проект может взяться только один челове в Барселоне — Антонио Гауди.
А всё, что попадает в руки Гауди — этапажного каталонца, повелителя пространства и расположения, становится уникальным явлением. Ну, а коммерческий проект естественно развалился, зато Барселона получила уникальное место отдыха и привлечения туристов со всего мира. Кстати, нынешние барселонцы говорят, что место на Лысой горе было выбрано удачно. Но прежние барселонцы об этом не знали, кроме графа Эусебио Гуэль и гения Антонио Гауди.
Гуэль и Гауди мечтали превратить Лысую гору в сад. Частные виллы утопали бы в зелени, вокруг усадеб – дорожки, аллеи, беседки, фонтаны, гроты, акведуки, плюс охрана по периметру, плюс рынок, плюс свежий воздух пригорода. Четырнадцать лет жизни взял у Гауди этот проект. Сегодня парк Гуэль — уникальный образец урбанистического зодчества начала ХХ века.
Пластика «пространства и расположения» решена мастером с присущим ему неповторимым образным языком. Главная лестница ведущая в «Дорический храм», разделена посередине скульптурой саламандры, декорированной мозаикой из керамической плитки. Мозаика по криволинейной поверхности вообще-то очень сложный приём, но Гауди овладел им в совершенстве и с успехом применял во всех своих проектах.
Грот, или как его теперь называют «Дорический храм», построен на 84 колоннах, которые держат площадку-террасу, украшенную спиралью 150 метровой скамьи-парапета. Утрированные дорические колонны храма служат одновременно и водостоками. Изначально грот планировался как рынок, сейчас там проводятся концерты симфонической музыки. А более прекрасных мозаичных медальонов, которые выполнены в виде «ложных замков» на сводах грота я нигде больше не видел. Вид на море и город с террасы завораживает — гений он и в Барселоне гений.
Мозаика главенствует и здесь повсюду, скамья-парапет выложена из остатков плитки и производственного брака керамических мастерских, которых в окресностях Барселоны «тьма египетская». Всё это сделано с присущей мастеру фантазией и этапажем. На рисунках плитки можно увидеть номера выкрасов для отжига, наплывы глазури, фрагменты орнаментов. Всё это собранно в единый абстрактный рисунок и заключёно между полос закруглений, также изготовленных из отходов наверший для черепичных крыш. Эргономика скамьи удивительная, поговаривают что Антонио заставлял мозаичистов раздеваться и формовать своими «сидячими местами» ещё незастывшую поверхность. Но это только поговаривают.
С уважением,
Борис Симкин.