Английский ландшафтный дизайнер, сэр Гемфри Рэптон (1752-1818), представитель третьего (и последнего) поколения мастеров английского пейзажного парка, был прекрасным художником. И в своей работе он совмещал эти умения. При проектировании сада Рэптон выпускал для каждого клиента «Красную книгу». Это были полноценные книги в кожаном переплете, где он помещал свои эскизы будущего сада или парка, делал комментарии, и самое главное – показывал изображения сада клиента «до» и «после».
Английский ландшафтный дизайнер, сэр Гемфри Рэптон (1752-1818), представитель третьего (и последнего) поколения мастеров английского пейзажного парка, был прекрасным художником. И в своей работе он совмещал эти умения. При проектировании сада Рэптон выпускал для каждого клиента «Красную книгу». Это были полноценные книги в кожаном переплете, где он помещал свои эскизы будущего сада или парка, делал комментарии, и самое главное – показывал изображения сада клиента «до» и «после». И заказчики наглядно могли видеть, насколько улучшаться знакомые им пейзажи.
При переговорах ландшафтного дизайнера с клиентом этот прием действовал безотказно. Пролистав «Красную книгу» своего парка, потенциальный заказчик уже ни минуты не сомневался, что это – именно то, что ему надо. Встреча заканчивалась рукопожатием и подписанием контракта.
Карьера Гемфри Рэптона быстро «шла в гору». За относительно короткий срок бывший фермер и сквайр стал одним из самых состоятельных и авторитетных дизайнеров у себя на родине. Он происходил из состоятельного семейства и готовился, вообще-то, стать купцом. Но, в свое время, увлёкся садоводством и акварельными пейзажами. В 1788 г. при содействии герцогов Портланда и Норфолка он открыл собственное дело. Рептон не одобрял открытые пространства, стараясь засаживать их группами деревьев. Он не брался за перепланировку таких грандиозных по площади парков, как его предшественник Браун, и старался сглаживать переход между усадебным домом и парком за счёт сложной системы лестниц и террас. За основу он брал классические сады XVII века, но при этом неизменно добавлял современные «нотки».
В общей сложности для своих клиентов Гемфри Рэптон издал около 300 книг, до наших дней дошло менее 100. Их можно встретить в музейных и частных коллекциях. Книги содержат описание его теории ландшафтного дизайна и подробное описание его отдельных проектов. В 1970 году его рукописи были изданы в Англии в четырех томах.
Эти книги можно считать своеобразным историческим документом, по которому можно наблюдать, как изменялась теория ландшафтного дизайна в Англии во второй половине XVIII века.
Автор — Полина Суркова.